Автор: Алёна Данилова — бренд-дизайнер, Соавтор книги «Малая энциклопедия современного маркетинга«
В моей практике, встречались клиенты которые отказываются заполнять бриф, другие это делали спустя рукава, быстро, буквально второпях заполняя несколько строк. Итог всегда был один, это забирало несколько часов, иногда даже дней у меня, как бренд-дизайнера на переделку дизайн макетов. Если количество правок выходит за грани обсужденного бюджета, то дополнительных финансовых затрат не избежать. Что же делать, чтобы всё было по-другому?
О том как заполнить бриф, расскажу в сегодняшней статье.
Разберемся с основным понятием, что же такое БРИФ.
Бриф – это документ содержащий в себе список вопросов, касающихся как самой компании, бренда или эксперта, так и проекта в целом. Бриф затрагивает не только рациональные вопросы, но и эмоциональные для того, чтобы дизайнеру было легче погрузиться в проект и передать визуально картинку, которая с помощью ассоциаций крепко свяжет компанию с ее целевой аудиторией.
У каждого дизайнера, дизайн студии или агентства, своя форма брифа. Вопросы, которые попадают в бриф, могут быть самыми разными:
- Название компании (бренда, эксперта) и как давно она существует (история открытия);
- Обоснование зачем проекту логотип, смысл названия, особенности его трактовки и написания;
- Слоган или дескриптор, особенности деятельности компании;
- Кто ваши конкуренты и что отличаетесь от них;
- В каком ценовом сегменте работаете;
- Кто ваши желаемые клиенты (целевая аудитория), в каких ситуациях им нужен ваш продукт.
Перечисленные выше пункты нуждаются в более детальном раскрытии, не всегда их надо заполнять вручную и писать много текста, достаточно записать голосом, во-первых, вы передаете эмоции через голос, и дизайнер может прочувствовать все то, что вы хотите донести до вашей аудитории.
Сейчас мы подробнее разберем как правильно заполнить бриф, чтобы сэкономить время клиента и дизайнера. Помните, что мы работаем с вами в одной команде.
Заполнение БРИФА.
Один из самых первых вопросов, затрагиваемых в брифе, является название компании, его слоган или дескриптор. Смысл, который был заложен при разработке названия, история его создания, позже это все найдет свое отражение в разработке логотипа или фирменного стиля. Правильное написание (на русском или английском, строчными или прописными и т.д.) это то же отражает смысловую нагрузку, ведь именно на ваши ответы ориентируется дизайнер для передачи этих смыслов. Если вы как клиент не пожалеете времени и подробно расскажете об истории компании, о том, как пришло название, какие ассоциации пришли к вам во время нейминга, тем лучше и результативнее будет конечный результат, представленный вам дизайнером.
Например:
Плохо: производим сок из сезонных ягод, фруктов и овощей.
Хорошо: в 2000 году купили земельный участок, посадили яблони, груши, виноград это были первые пробы в создании натурального сока, первого отжима, без добавления консервантов, сахара, красителей, вредных добавок, который могут пить и взрослые, и дети. По нашим садам можно прогуляться и вкусить плоды природы прямо с веток.
Уже на этом примере вы чувствуете разницу между этими двумя примерами, сами для себя представили два абсолютно разных проекта.
Зачем нужна Целевая аудитория?
Если вы не на все вопросы знаете и понимаете ответы, начните с того, чтобы точно знаете очень хорошо, для кого вы планируете делать свой продукт, кто ваша целевая аудитория. Если вы тут же хотите ответить для всех, то вам стоит проработать именно этот вопрос очень хорошо.
Начните описание целевой аудитории традиционно с указания, пола (мужчина или женщины), возраста (дети, взрослые, пенсионеры), семейного статуса (незамужние, замужние, разведенные), профессиональной деятельности клиента, их место расположение, хобби, а также порассуждайте какие «боли» клиента, которые движут им при покупке вашего товара или услуги.
Например:
Плохо: женщины от 30 до 40 лет.
Хорошо: Мамы с детьми, которые хотят что бы их малыш в любое время на прогулке смог быстро, вкусно и полезно для здоровья перекусить пюре из натуральных фруктов, выпить натурального сока в жаркий день. Мамы, которые тщательно следят за составом продуктов питания, готовы купить по более повышенной стоимости, но более натуральный состав производителя.
Часто клиенту кажется совсем бессмысленными вопросы, о предыдущем опыте работы с дизайнером, но даже они помогают в работе. Как? Читайте дальше.
Если вы хоть раз уже сталкивались с работой дизайнера, у вас может быть не только положительный, но и негативный опыт работы с ним. Расскажите о нем, поверьте это не для сравнительного анализа, а для получения информации более глубокой.
Например:
Плохо: работал, логотип не понравился, цвета шрифты, все не то.
Хорошо: В логотипе хотелось увидеть лето, сочность, яркие краски и что-то детское для продуктов питания детей, а мне предложили очень консервативный строгий шрифт и темные цвета, которые не вызывали нужных ассоциаций.
Что бы избежать подобных ситуаций, советую подобрать совместно с дизайнером для мудборда референсы (примеры) фотографий, который на ваш взгляд передают нужную атмосферу вашего продукта, услуги или проекта бренда.
Избгайте не понятных и размытых формулировок.
Абстрактные формулировки, слова эпитеты, описания, которые украшают нашу речь, но удаляют от создания дизайна, каждый человек будет трактовать по-своему. Например «необычный шрифт», какой он рукописный или декоративный, какая у него более детальная характеристика?
Что же касается цвета, если у вас есть конкретные пожелания, не пишите название «пыльно розовый», «лавандовый», «лососевый», прикрепите фото того цвета, который на ваш взгляд наиболее подходит конструктиву вашего проекта.
Если бы ваш бренд был человеком.
Да да именно так, вы все правильно прочитали, если бы ваш бренд был человеком, опишите его. Каким характером он обладает, какой у него голос, что он говорит.
Например:
Плохо: ребенок на велосипеде.
Хорошо: ребенок, любит активные игры, громкий смех, дружелюбный, делится тем, что есть с друзьями, говорит слова любви родным и обнимает их, много времени проводит на улице, любит кататься на велосипеде, смешной и озорной.
Работа над брендом в целом, логотипом или фирменным стилем – это всегда творческая работа дизайнера, в которой очень важно понимать, что вы работаете в команде с дизайнером, важно взаимопонимание между вами. От того, насколько качественно заказчик сможет заполнить бриф, во многом зависит и скорость выполнения презентации проекта, и его конечный результат. Если вы уделите в самом начале время на то, чтобы полностью раскрыть смысл вашего проекта, то в дальнейшем удастся избежать многочисленных правок. ПОЖАЛУЙСТА!!! Не нужно заполнять бриф «для галочки», тогда и сам бренд, логотип или фирменный стиль станет по-настоящему отражением вас и вашей компании.