«Человек, который умеет строить системы»: инвестор Сергей Карнаухов о бизнес-архитектуре, «Криптопульсе» и миллиардах на терминалах по выдаче пластиковых карт.
Бизнес-архитектор и инвестор компании SIMPAD Сергей Карнаухов в большом интервью рассказал о том, что нужно крипто-инвестору, как подобрать идеальную команду и как терминалы по выдаче пластиковых карт сокращают расходы бизнеса. В цифрах. Доступно. Вдохновляюще.
«Финансы ― это фундамент, дальше операционная отчетность, и ценный конечный продукт»
Интервьюер — Валерия Каганович:
Как строилась твоя бизнес-карьера, в какой момент ты начал инвестировать?
Сергей Карнаухов: Начинал еще в студенческие годы. Организовывал мероприятия в ночных клубах. У меня была и франшиза, и ресторан, который действует по сей день ― Naturlich (в Украине). В 2011 году я перебрался в Москву и работал в найме три года в компании «Биглион». Всегда хотелось свой бизнес.
В 2015 открыл бизнес в сфере регистрации медицинских изделий (medregexpert.ru). В этом же году продал его партнерам. А в 2017м совместно со Снежаной Манько запустил онлайн-школу FIN-SKILL.RU. Через время стартап купили владельцы сервиса для ведения управленческого учета «Финансист» (fin-ctrl.ru).
Сейчас я вышел из всех компаний, где участвовал операционно и стал заниматься инвестированием: вкладываю в сторонние проекты и участвую в стратегических задачах. Моя компетенция ― бизнес-стратег или бизнес-архитектор. Мне это нравится и хорошо получается.
Назови три действия, которые тебе помогают вести дела успешно?
Сергей Карнаухов: Первое ― сбор эффективной команды. В течение двух лет я создавал воронку по подбору качественных специалистов, выработал свою систему рекрутинга и найма генерального директора, чтобы компания работала системно без участия владельца.
Второе ― настройка грамотного менеджмента. Фокус внимания на нужные показатели ― это уже привычка. В моих проектах ежедневно сотрудники отчитываются по 96 показателям всего за 5 минут. А также еженедельно проходят собрания по заданным регламентам.
Третье ― внедрение финансового планирования и отчетности. Финансы ― это фундамент, а дальше это операционная отчетность и ценный конечный продукт, который зависит от каждого сотрудника, его KPI. Например, в отделе продаж конечный продукт ― это не сами продажи, а деньги на счету компании. В отделе экспертов ― правильно оформленная и оцифрованная документация. Если речь об ассистентах ― свободное время руководителя. Когда все выстраивается в комплексе, мы получаем качественное планирование и результаты.
Как из большого спроса на рынке выявить действительно достойных и профессиональных специалистов?
Сергей Карнаухов: Еще до того, как я выставляю вакансию, я знаю, какие KPI-метрики будут у человека, чем он будет заниматься в ближайшую неделю, две, ближайший месяц и три месяца. Потом я выхожу с вакансией на рынок и отбираю кандидатов с релевантным опытом под заданные критерии. Дальше ― тесты и часовое собеседование.
«Мы всё равно все перейдем в крипту»
В каких проектах ты участвуешь сейчас?
Сергей Карнаухов: Обращаю внимания на IT, блокчейн, криптоиндустрию. Мне интересны инвестиции не только в венчурные модели, но и в дивидендный бизнес. Я за диверсификацию. Сейчас в моем портфеле 17 проектов, в основном венчурная история, но есть проекты, которые я рассматриваю под дивиденды.
Со временем все перейдут в криптоиндустрию, поэтому один из бизнесов, в котором я сейчас активно участвую, это мобильное приложение «Криптопульс». Есть несколько текущих проблем, решить которые мы хотим именно с его помощью.
В чем уникальность «Криптопульса»?
Сергей Карнаухов: Есть инструменты регулярного менеджмента по балансировке и диверсификации портфеля. «Криптопульс» автоматизирует постоянные действия с крипто-активам и подбору токенов в портфель. Простым тестом определяется риск-профиль и капитал, дальше приложение помогает зарабатывать.
Если у инвестора будет четко выстроенная система администрирования, тогда он будет последовательно зарабатывать. В этом я вижу большой потенциал.
На какой стадии развития проект сейчас?
Сергей Карнаухов: У нас есть два направления и две команды. Одна занимается конференциями, вторая ― приложением. Конференции будут для нас выполнять функцию подогрева, наращивания аудитории. Все реализуем внутри приложения, где будем продавать подписку.
Первые две конференции пройдут в России, а дальше в планах англоязычный рынок. Сначала онлайн, дальше офлайн, ведь людям важна живая коммуникация.
Ты сказал, что у тебя есть ориентир на дивидендные модели. О каких проектах идет речь?
Сергей Карнаухов: Это компания SIMPAD, в ней я акционер и член совета директоров. Год назад мы с партнерами выкупили 10% этого бизнеса по оценке в 425 миллионов. Сейчас номинальная стоимость компании 1,5 миллиарда. В компании дивидендная бизнес-модель.
«SIMPAD ― высокорентабельный международный IT-проект»
Расскажи про SIMPAD подробнее?
Сергей Карнаухов: SIMPAD ― система по верификации личности и выдаче пластиковых карт через специальные терминалы. У компании есть международный патент на эту разработку. Через терминалы можно выдавать сим-карты, миграционные карты на разрешение для работы в РФ, пластиковые карты банков и ключ-карты отелей.
Два основателя компании, которые раньше продавали сим-карты для операторов, разработали терминал и запатентовали технологию верификации клиентов по паспортным данным. Дальше мы докручивали идею, чтобы получилась экосистема продуктов, которые можно выдавать только по паспорту. Бизнес высокорентабельный и востребованный, потому что содержать терминал дешевле, чем сотрудников, выполняющих эти функции.
Как выглядит SIMPAD в цифрах?
Сергей Карнаухов: Сейчас доход компании строится из комиссии от операторов сотовой связи за продажу сим-карт через терминалы. Договоры уже подписаны с Мегафоном, Билайном и Теле2.
Уже работает 12 терминалов. До конца 2023 в плане установить 2 000 терминалов, в течение пять лет ― 7 000 терминалов.
Один терминал выдает 10 500 карт в год, при расходе на сотовую связь 425 рублей на одну сим-карту получаем 4 462 500 рублей ― оборот сотового оператора по проданным картам с одного терминала. На 2 000 терминалов получим оборот в 8 925 000 000 рублей в год.
Средняя комиссия SIMPAD от этой суммы ― 40%, примерно 3,5 миллиарда рублей в год только от выдачи сим-карт. Далее добавляется доход от миграционных карт, т.к. в течение двух лет у паспортно-визовой службы план перейти на автоматизированные инструменты. После добавятся банки и отельно-гостиничный сектор.
Насколько защищена система? В неё же вносится огромное количество личных данных.
Сергей Карнаухов: Поскольку основные локации размещения терминалов ― это аэропорты, авто/жд вокзалы, гостиницы, МФЦ-центры, торговые центры, терминалы защищены от всех типов угроз, которые составляют порядка 17 000 видов. Все эти угрозы проверены и подтверждены на безопасность от соответствующих органов ― Роспотребнадзор, ФСБ, МВД и др.
Это бизнес только в России или планируется выход на международный рынок?
Сергей Карнаухов: В первую очередь Россия и СНГ. Люди перемещаются в поисках работы, меняя локацию проживания. Меняют сим-карты. В плане развития: Катар, Турция и ОАЭ. Турция, например, сейчас уже активна. Фаундеры были там дважды и выступали с этим проектом, трафик в стране приличный. Для внешнего развития, основная задача показать результаты в России. А патент международный.
Насколько бизнес-модель SIMPAD устойчива к кризисам?
Сергей Карнаухов: Проект SIMPAD я бы отнес к антикризисным, потому что, это устойчивая компания с достаточно большими регуляторами, основанная на ритейловском бизнесе с дивидендной бизнес-моделью и ежеквартальными выплатами.
На каких условиях можно зайти в ваш проект?
Сергей Карнаухов: Сейчас собственных денег недостаточно для быстрого масштабирования, потому компания продает 10% доли в капитале за 200 миллионов рублей (вход от 2 млн руб.), все деньги идут на развитие и трансформацию сети терминалов. Рентабельность по чистой прибыли ~70%. ROI ~132% годовых.
Важный момент, который внесен в договор инвестирования: если акционера по итогам 12 месяцев не устроит доходность, то компания выкупит акции обратно. Позже у нас будут ещё две переоценки, и мы поменяем раунд.