Инвестиции в промышленность ради искусства

Сегодня мы становимся свидетелями времён мультимедиа. Когда технологии адаптируются под те или иные творческие форматы: шоу, выставки, телевидение и многие другие. Происходит объединение аудиовизуальных форм и рождение мультимедийных видов искусства при помощи новых инструментов.
Так, например, индустрия ивентов уже около пятнадцати лет использует промышленных роботов для шоу, презентаций, церемоний, концертов и прочих событий.

Anna-gorelik
Анна Горелик. Фото предосталено автором

Евгений Тимащук, сооснователь компании LYM:

Первый раз у нас появилась идея использовать роботов в шоу в 2015 году. Мы готовили Церемонию открытия Чемпионата Мира по водным видам спорта в Казани. В чаше стадиона был построен бассейн. Хотелось сделать такие элементы, которые находятся в непосредственной близости к воде. Мы решили, что это будут роботы, порядка шести штук. 


На тот момент промышленного робота-манипулятора использовала для шоу компания Radugadesign в одном из своих проектов. На роботе был закреплен автомобиль, который располагался на фоне экрана. Таким образом создавалась иллюзия движения. Эксперимент был достаточно сложный и его авторы столкнулись с тем, что люди, занимающиеся интеграцией роботов, не понимают специфику интеграции в формат ивента.

Евгений Тимащук:
Ключевым фактором оказалось не  наличие роботов, а наличие людей, которые понимают язык режиссера и хореографа и умеющие трансформировать это в движение робота. Пройдя этот путь в первый раз, родилось решение попробовать развиваться в этом направлении самим.

На тот момент не было достаточной мотивации компаниям предоставлять роботов для шоу. Такие проекты для них не являлись основным бизнесом, а скорее сопутствующим.

Евгений Тимащук:
Покупка первого робота была прежде всего экспериментом. Мы так же с трудом понимали, что из этого может получиться. Это больше выглядело как “поиграться”. Мы сократили расходы тем, что использовали не новых роботов. Пришлось проделать много работы. В том числе для того, чтобы придумать удобный интерфейс для работы режиссеров с роботами.

evgeniy-timashuk
Евгений Тимащук. Фотография предоставлен автором

Вложение в современное искусство — это вложение в эксперимент еще на стадии его зарождения. Инвестиция в роботов-манипулятор для шоу — это соизмеримо с покупкой первой кисти для будущего художника в мире, где еще не знают о живописи.

Евгений Тимащук:
В целом если говорить о рынке бэушных роботов: первое вложение составляет порядка 1,5-2 млн. рублей. Это самое наименьшее вложение. Сложнее всего найти людей, которые бы разбирались и действительно интересовались этим.

Логистика, склады, обслуживание — это также дорогостоящая история.
Сами роботы весят больше тонны и, конечно же, любое пространство не приспособлено для их транспортировки. В России, как правило, складские помещения не очень приспособлены для перемещения и приходится вызывать специальные манипуляторы и погрузчики.
Робот, в основном, приносит не доход, а расход. Доход приносит голова человека, который придумывает, как его использовать. Робот эффективен в конвейерной сборке, заменяя человека, и его рентабельность становится эффективной через 10 лет. Единственное, что робот не подвержен изменению настроения или состоянию здоровья, поэтому он может работать 24\7. 

Если говорить об их производстве, то это достаточно ресурсоемкий процесс с точки зрения и научных исследований и всех технологий вокруг: металлообработки станкостроения.

Евгений Тимащук:
Для наших задач никакой речи о производстве идти не может. Производство актуально с реализации 1000 роботов в год. На данном этапе у нас это только покупка или аренда.

А если говорить не о производстве, а об ивенте, то нужен робот с особенностью настройки и адаптации. С точки зрения коммерческого интереса: нужны команды, которые будут этим управлять.

На рынке мультимедиа художников происходит пошаговое развитие идей: художник создает, условно, треугольник и особым образом ставит свет. Потом он пробует три треугольника и свет. Потом пятнадцать. А потом эта инсталляция превращается в нечто прекрасное и впечатляющее. И все это длительный процесс.

Евгений Тимащук:
Примерно 4-5 лет мы работали, чтобы эти эффекты сделать доступными, показать их сообществу и заявить о них. Чтобы стать компанией предоставляющих не только роботов, но и показывающей их возможности. Поэтому мы создавали свои кейсы.
Последние 2 года мы получили взрывное количество запросов на это. Текущее состояние сферы ивента требует новых технологий. 

В России такой высокотехнологичной культуры арт-перформансов пока нет. 

Индустрия событий с нетерпением ждет новые идеи, а инженеры и программисты всегда готовы прописать и воссоздать все, что вам нужно.

Любые современные технологии сегодня ассоциируются с роботами-манипуляторами. Поэтому и интеграция их в различных видах приветствуется в любых формах ивента сегодня.

Евгений Тимащук:
Там, где существует свободное искусство, равное лаборатории экспериментов, есть шанс, что найдется новая уникальная идея использования технологии. 

SMI.RU.COM