Сколько стоит снять кино?

Многие компании снимают видео, но что выгоднее снимать кино и ролики? Сколько нужно денег для съемок короткометражного фильма? И будет ли толк? Рассказывает продюсер Иван Ус, Агентство VILKA.

Ivan Us
Иван Ус, продюссер. Фото предоставлено автором

Как снять простое кино?

Перед режиссером, решившим снять короткометражное кино, стоит множество задач: разработать идею, создать сценарий, найти оборудование для киносъемок, заманить на главную роль звезду. Но главная задача – найти средства для съемок фильма. Как решить все эти задачи? Рассмотрим это на примере фильма «Всё в ящик» режиссера И. Каграманова, производство агентства VILKA, в главной роли которого снялся популярный киноактер Павел Деревянко.

Na semkah filma «Vsyo v yashik».
На съемках фильма «Всё в ящик». Фото предоставлено агентством VILKA

С чего начать съемки?

Первые расходы при съемке короткометражки связаны с оплатой услуг сценариста. Без хорошего сценария снять качественный короткометражный фильм не получится. И. Каграманов написал сценарий к своему фильму сам, поэтому ему удалось сэкономить на оплате услуг сценариста.

А, вообще, экс-продюсер 1-2-3 Production Валерий Федорович в своем телеграм канале недавно поделился конкретными цифрами гонораров сценаристов: ситкомы (24 мин) стартуют со 150 000 рублей. Драматические сериалы и сценарий для них на 48 мин доходит до 600 000 рублей. Ну и полный метр стартует от 1 000 000 рублей и может доходить до 4 500 000 для именитых и опытных авторов.

Режиссер Игорь Каграманов специально выбрал для будущего фильма такой сюжет, который можно воплотить в жизнь даже при самом небольшом бюджете. Всего одна съемочная смена, одна локация, несколько второстепенных героев и один главный.

Что важно учесть?

Рассмотрим подробнее, какие аспекты необходимо продумать на этапе написания сценария, чтобы уложиться в скромный бюджет:

Локация

Создавая сценарий, необходимо точно понимать, где будут проходить съемки. Игорь Каграманов решил снимать короткометражку в мастерской своих друзей, что позволило сэкономить. В большинстве случаев найти подходящую локацию для съемок бывает достаточно сложно, даже если это – обычная квартира. Стоимость самой простенькой квартиры для съемок составляет от 40 000 за смену.

Актеры

Любой кинофильм, в особенности – короткометражный, становится более успешным, вызывает внимание со стороны членов жюри кинофестивалей и продюсеров в том случае, если в нем снимается известный актер. Если роль будет интересной, звезда может согласиться сниматься без гонорара, как это сделал Павел Деревянко, снимаясь в нашей короткометражке. Впрочем, как и все остальные актеры.

Техника

При желании, найти необходимое оборудование можно и бесплатно. Продюсерам фильма «Все в ящик» удалось найти бесплатную операторскую технику, за исключением света. Киношникам оказали помощь их друзья и совершенного незнакомые люди, которые захотели внести свой вклад в киноискусство, поэтому платить им пришлось только за свет.

Команда

Для киносъемок нужны актеры, режиссер монтажа, композитор, художник-постановщик, оператор, продюсеры, GG специалисты. Постарайтесь найти людей, только начинающих работать в профессии и согласных поработать, исключительно, на свое портфолио – высок шанс того, что ни согласятся оказывать вам услуги на безвозмездной основе. Члены технической группы (механики, осветители и пр.) бесплатно работать не станут, поскольку портфолио им не нужно. Поэтому этот пункт расходов необходимо заранее заложить в бюджет короткометражки.

Реквизит, костюмы и декорации

Здесь обойтись без затрат практически не получится. Многое, конечно, можно найти у знакомых, но частенько для фильма придется покупать или арендовать необходимые вещи и атрибуты в кадр.

Постпродакшн

Смонтировать кино сегодня можно даже на домашнем ноутбуке. Неплохо монтировать умеют сами режиссеры, поэтому затрат на оплату услуг режиссера монтажа можно избежать. Многие режиссеры монтажа, звукорежиссеры, GG специалисты готовы поработать и бесплатно, но для этого их необходимо заинтересовать профессионально. Если же вы захотите завершающие штрихи в студии, оборудованной большим экраном, вам придется немного потратиться.

Дистрибьюция кино

Чтобы донести фильм до зрителей, его нужно сделать участником кинофестиваля. Это можно сделать самостоятельно, но в таком случае вам понадобится владение английским, а взносы за участие придется платить в любом случае. Второй вариант – использовать услуги одного из агентств, которые работают за сравнительно небольшую оплату, а в некоторых случаях, делают это по бартеру, к примеру, за фестивальные призовые деньги. Подобным образом нам удалось договориться с нашим фестивальным агентом. Фильм «Все в ящик» был отобран экспертами многих международных фестивалей, в том числе «Кинотавр» и «Короче».

После этих фестивалей фильм забрали в коммерческий кинотеатральный прокат в составе двух сборников «Кинотавр Shorts» и «За кулисами». Вот и немного заработали. Чтобы обеспечить фильму прокат по стране нам пришлось позаботится о двух важных документах: удостоверение национального фильма (УНФ) и прокатное удостоверение.

Подведем итоги про кино «Всё в ящик»

Снять свой фильм можно почти бесплатно. Или примерно за 150 000 рублей, как в случае с картиной «Всё в ящик». Все зависит от стараний, опыта и везения режиссера и продюсера.

Vsyo v yashik
Кадр фильма «Всё в ящик». Фото предоставлено агентством VILKA

Брендированный контент в кино

Так мы плавно подходим к вопросу использования подобных фильмов для продвижения бизнеса и брендов. Ведь, если можно снять целое кино за 150 000, зачем снимать рекламные ролики за несколько миллионов? Проблема заключается в том, что как только появляется рекламодатель (не инвестор), вдруг, все перестают работать за идею. Но магия кино живет и в этом случае.

Интересным примером с точки зрения интеграции бренда является полнометражный документальный фильм «Да, шеф!» режиссера Ольги Панкратовой, производство агентства VILKA и Masterpiece Productions. Фильм рассказывает историю восходящей звезды, повара Артура Овчинникова., И его участия в самом престижном конкурсе высокой кухни в мире — Bocuse d’Or.

По задумке, съемки фильма должны были происходить в Москве, Эстонии (В то время главный герой работал в Таллинском ресторане) и Будапеште (Венгрия), где проходил конкурс Bocuse d’Or. Разумеется, такие путешествия, даже для авторского фильма с небольшой съемочной командой, дело затратное.

Тогда мы приступили к поиску партнеров. Среди потенциальных компаний, которым могла быть интересна интеграция в кулинарную тему, мы связались с немецким брендом Convotherm, производителем пароконвектоматов для кухонь престижных ресторанов, отелей и других общественных организаций. Платит за данное оборудование ресторатор, но решение в пользу конкретного бренда принимает именно шеф-повар. А в нашем фильме как раз планировалось участие большинства самых топовых шеф-поваров Москвы. Как раз, ядро целевой аудитории бренда.

Очень быстро (и двух месяцев не прошло) мы договорились о финансировании немцами производства фильма в обмен на упоминания в фильме бренда и отдельных видеоматериалов, где шефы рассказывают о преимуществах Convotherm.

Подружились и сэкономили

И даже в этом случае, для немецкого производителя затраты были сильно меньше, чем прямая реклама. При общем бюджете фильма едва больше 1 000 000 рублей, они покрыли почти 80% расходов. А на выходе бренд, ну и мы тоже получили премьеру фильма в большом зале кинотеатра Октябрь, где собралась вся элита кулинарной Москвы. Также, кроме российского проката и показам на тематических телеканалах, данным фильмом заинтересовался американский дистрибьютор Indie Rights. Благодаря которому фильм стал доступен всему миру на платформе Amazon Prime video.

Реклама в кино

Какой урок из этого следует извлечь бизнесу и брендам? Все очень просто. Фильм с интеграцией бренда – это очень сильный нативный инструмент маркетинга. Заходя в правильный фильм с нужной целевой аудиторией, даже короткометражный, бренд получит большие охваты по цене в десятки раз ниже бюджета на производство и размещение рекламных роликов. Главное найти кинематографистов, которые очень хотят снять свое кино.

Кино на заказ?

А если пойти стандартным путем и сделать подобный фильм в агентстве, то такой заказ влетит в очень большую копеечку. К примеру, министерство культуры ежегодно распределяет субсидии среди кинокомпаний, выступая своего рода заказчиком нужного им контента. Минкульт выделяет киношникам от 50 до 100 миллионов рублей и часто этих денег недостаточно.

Так же рекомендуем посмотреть на эту историю, со стороны корпораций. Об этом мы писали ранее.

SMI.RU.COM